Средства обучения и воспитания
Средства целостного педагогического процесса - совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.
Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.
Персональный компьютер (ПК) - универсальное обучающее средство, которое с успехом используется на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может помочь активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.
Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа. Они обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу проведения коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т. д., он организует работу класса на основе своего компьютера.
Современная мультимедийная аппаратура широко используется при проведении любых массовых мероприятий в школе.
Информационные технологии как средства целостного педагогического процесса используются для достижения следующих педагогических целей:
1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
- повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);
- углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам.
Всё это возможно благодаря наличию оборудованных учебных кабинетов:
- кабинет начальных классов, оборудованный в соответствии с требованиями ФГОС;
- лингафонный кабинет для проведения уроков иностранного языка;
- 2 мобильных компьютерных класса (в соответствии с требованиями ФГОС);
- автоматизированное рабочее место учителя с пультами для голосования и тестирования;
- кабинет биологии и химии;
- каждый учебный кабинет оборудован интерактивным комплексом.